История

После революционных событий 1917 года и последующей Гражданской войны хозяйство железных дорог находилось на грани развала и хаоса.

В апреле 1921 года наркомат Путей сообщения возглавил Ф.Э.Дзержинский. Опытный управленец и организатор в считанные месяцы разобрался в сложившейся ситуации и пришел к выводу о невозможности навести порядок репрессивными методами органов ВЧК и милиции. Дзержинский говорил " Мы не покончим с хищениями, если не привлечем к этому делу массу честных сознательных железнодорожников".

9 декабря 1921 года по его инициативе ВЦИК и Совет Труда и Обороны республики принимает "Декрет об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях".

h1.gifЭтот день стал Днем рождения Военизированной охраны МПС.

Впервые было обращено внимание на выявление причин и условий, порождающих крупные хищения на транспорте, на укрепление охраны железнодорожных путей. Личное мужество десятков и сотен стрелков охраны, высокая боеспособность подразделений способствовали тому, что массовые нападения на железнодорожные объекты, грузовые и пассажирские поезда стали происходить все реже и реже.

В сентябре 1925 года состоялся съезд начальников охраны железных дорог. В повестку дня были включены острые вопросы подбора кадров, обучения личного состава, материально-техническом обеспечении, вооружения, о мерах борьбы с хищениями, охране технических сооружений, борьбе с бандитизмом.

h2.gifОсобо следует сказать о несении службы стрелковой охраной - особыми вооруженными отрядами. Они были построены по принципу воинских подразделений. Можно без преувеличения сказать, что во многом они послужили прообразом военизированной ведомственной охраны железнодорожников.

С декабря 1930 года поддержание порядка на перронах станций, в зданиях вокзалов и у билетных касс был возложен на стрелков ведомственной охраны НКПС.

В 1930 году происходит объединение стрелковой охраны с пожарной охраной

В апреле 1941 года в печати опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР "Об уголовной ответственности за самовольный проезд в товарных поездах и за самовольную без надобности остановку поезда стоп-краном".

С началом Великой Отечественной войны работа железнодорожного транспорта была подчинена одному - бесперебойной доставке грузов для нужд армии. Все важные объекты: мосты, тоннели, станции, производственные и

h3.gifтехнические склады, телеграфные и телефонные станции и линии связи были взяты войсками НКВД под контроль. Многие стрелки охраны были мобилизованы в действующую армию или ушли на фронт добровольцами. Стрелковая охрана путей сообщения стала называться военизированно-пожарной охраной НКПС.

Для укрепления дисциплины и порядка на территории, которая находилась под контролем службы охраны, был введен особый пропускной режим на всех объектах транспорта.

В 1949 году было утверждено Положение о военизированной охране МПС. Для личного состава введены звания и форма одежды. Впервые было четко записано, что военизированная охрана МПС состоит из стрелковых и пожарных подразделений.

На первые возлагается охрана грузов в парках станций и в пути следования, а также охрана объектов железнодорожного транспорта. Они обеспечивали пропускной режим, вели борьбу с незаконным проездом граждан на грузовых поездах, следили за соблюдением общественного порядка.

h4.gifОсновные обязанности пожарных подразделений - пожарно-профилактическая работа, ликвидация очагов возгорания, которые возникают на железнодорожном транспорте.

На дорогах были созданы отделы, которые подчинялись начальнику дороги. Отделы состояли из отрядов, которые дробились на дивизионы, стрелковые взводы, пожарные команды, пожарные поезда и команды служебного собаководства.

С 1951 года военизированная охрана МПС стала единственной вооруженной охраной железных дорог. Она осуществляла охрану грузов на станциях и в пути следования; особо важных искусственных технических сооружений и специальных помещений; охрану денежной наличности, перевозимой кассирами-плательщиками; соблюдение пропускного режима на территории железнодорожных станций; борьбу с самовольным проездом в грузовых поездах; обеспечение пожарной безопасности всего железнодорожного хозяйства.

В 1956 году на промежуточных станциях стали создаваться пикеты для осмотра вагонов во время коротких стоянок.

В это же время создаются совместные специализированные группы военизированной охраны и милиции для предупреждения хищений путем систематического патрулирования. Совместные спецгруппы дежурили на участке круглосуточно.

В 2001 году военизированная охрана МПС России переименован в ведомственную охрану МПС России.

30 января 2003 года, в соответствии с приказом МПС России №109р "О совершенствовании структуры управления ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации" при МПС России создано Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации", а на железных дорогах вместо служб ведомственной охраны - 17 филиалов указанного предприятия.

С 18 апреля 2005 года, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации №432р ФГП ВО МПС России находится в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта.

20 мая 2005 года приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта №19 Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана Министерства путей сообщения Российской Федерации" (ФГП ВО МПС России) переименовано в Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ФГП ВО ЖДТ России).

Начало своей истории ведомственная охрана Приволжской дороги ведёт с 1936 года. В те годы дорога в нынешних её границах находилась в составе Рязано-Уральской железной дороги.

Приказом начальника дороги от 23 августа 1936 г. № 185 было создано 6 отрядов военизированной охраны. Их первыми начальниками были назначены - Н.А.Зотов, А.Г.Горбунов, А.М.Бобровский, А.М.Эрдман, М.Ф.Кондратьев и Г.И. Рудиков.

В послевоенные годы, в условиях восстановления народного хозяйства, разрушенного в годы войны, и дальнейшего развития железнодорожного транспорта в стране, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 1263 от 14 мая 1953 г., была создана Приволжская железная дорога в современных её границах.

Приказом начальника Приволжской железной дороги от 18 мая 1953 г. № 162/Н при Управлении дороги был создан отдел военизированной охраны и три отряда на станциях Саратов-2, Волгоград-2 и Астрахань-1. Такая структура охраны просуществовала до ноября 1992 г.

На основании Указания МПС от 03.08.92г. №157, Приказом №124/Н-у от 30.11.1992 г. отдел военизированной охраны Приволжской железной дороги был преобразован в службу военизированной охраны Приволжской железной дороги.

В августе 2001 г. Приказом № 276/Н, на основании указания МПС РФ от 13.02.2001 г. № 31 пр-у, служба военизированной охраны Приволжской железной дороги переименована в службу ведомственной охраны Приволжской железной дороги.

1 августа 2003 г. создан филиал ФГП ВО МПС РФ на Приволжской железной дороге, переименованный с 1 июня 2005 г. в филиал ФГП ВО ЖДТ РФ на Приволжской железной дороге. Он организационно состоит из трёх отрядов: Саратовского, Волгоградского и Астраханского. Штаб филиала находится в городе Саратове.